Виктор Гончаренко вернулся к тренерской деятельности на родине! Фраза громкая и горячая, но соответствующая действительности. Экс-тренер БАТЭ, ЦСКА и ряда других российских клубов вместе со своим верным помощником Александром Ермаковичем проводит футбольные каникулы для детишек в рамках проекта «Bundes мой шанс». Именитые специалисты согласились скоротать паузу в профессиональных карьерах, тренируя ребят от 9 до 14 лет в загородном клубе «Фестивальный» под Минском. В один из дней туда наведался корреспондент betnews.by и расспросил Гончаренко о «Пари НН», БАТЭ, сборной Беларуси, проблемах и радостях белфутбола и многом другом.

Александр Ермакович, Виктор Гончаренко и Юлия Нестеренко с участниками проекта «Bundes мой шанс»
— Опишите, как выглядел ваш среднестатистический день в Минске до начала футбольных каникул.
— Встаю утром до восьми часов, потому что надо отвезти дочку в садик. Возвращаюсь, с 9 до 10:30 стараюсь позаниматься каким-нибудь видом спорта. С Александром Владимировичем и компанией любим поиграть в падел-теннис. Также это может быть пробежка, тренажерный зал.
А потом постоянно какие-то дела. Надо куда-то съездить, решить вопрос, забрать дочку из садика, отвезти на музыку, сына свозить на тренировку. И так до вечера. А потом диван — и в основном просмотр футбола. Хорошие матчи сейчас каждый день.
— Как развивается футбольная карьера вашего сына Артема?
— У меня такой принцип, что я стараюсь не смотреть ни его игры, ни тренировки, чтобы на него не давить. Если что-то спрашивает, я подсказываю. Прошу, чтобы, кроме тренировок, занимался дополнительно. Молодец — по крайней мере, визуально сильно развит физически. Больше 180 сантиметров. И ни грамма лишнего веса. Стал уже таким атлетом почти к 18 годам. Ну, пускай продолжает верить в мечту. Если у него получится, я буду только рад.
— Как оцените его шансы заиграть на профессиональном уровне?
— Не знаю. Мы детей как оцениваем? Пытаемся увидеть перспективы. А в жизни очень много барьеров, которые игроки не преодолевают.
Недавно руководитель проекта «Bundes мой шанс» Коля Карпович рассказал мне про своего двоюродного брата Сашу Зубка, который был у меня в дубле БАТЭ.

С Николаем Карповичем
Вроде неплохие данные. Рост — 187-190 сантиметров. Бежал неплохо. Потом я на него сильно повысил голос, и, как оказалось, он посчитал, что этим я сломал его карьеру. Такие вот моменты могут быть. Для того, чтобы стать профессиональным футболистом, надо многое пройти и стерпеть — за счет характера, хитрости, упорства. По-другому ничего не получится.
Когда-то наша юношеская сборная под руководством Юрия Антоновича Пышника летала на отборочные матчи — то ли в Ирландию, то ли в Северную Ирландию. Через три года мне попался список игроков. Только два-три человека продолжали играть в футбол.
Юрий и Регина Пышники: идеальный союз ценой в один рубль
— Еще, так понимаю, ваша повседневная жизнь состоит из поездок в Москву на запись «Коммент.Шоу».
— Не только «Коммент.Шоу». Даже больше езжу на Okko. Приглашают на Лигу чемпионов, чемпионат России. У комментаторов и там и там глубокое погружение в футбол. Плюс, когда смотришь матчи дома, отвлекаешься на телефон: кто-то что-то написал, ты отвечаешь… А когда находишься там — телефон в стороне, внимательнее смотришь. Есть много плюсов.
— Для вас это финансовая история?
— Нет. Финансовая часть есть. Но после тренерства это, скорее, в удовольствие. Просто постоянно находишься в среде, которая тебе очень нравится.
— Не так давно наш сайт составлял топ-50 лучших команд в истории белорусского футбола. Возглавляет рейтинг ваш БАТЭ: второе место — команда 2008-2010 годов, первое — 2011-12. Согласны?
Топ-50 лучших команд в истории белорусского футбола
— Так, давайте возьмем по составу. В 2012-м ведь был Глеб, да? Глеб, Родионов… Наверное, да, это была самая сильная команда. Можно согласиться. И «физика», и возраст хороший. Не было такого, что мы надеялись: авось что-то где-то сойдется… Мы сами могли переигрывать любого соперника. Даже в еврокубках.

БАТЭ после победы над «Баварией»
— Дмитрий Бага недавно сказал, что тот ваш БАТЭ прибавил не за счет «физики», а за счет улучшения работы с мячом и подбора игроков.
— Выделять что-то одно всегда очень сложно. Важно, чтобы и изнутри коллектива шла энергия, все подталкивали друг друга вперед. И техника нужна. Помню, когда играли с «Бенфикой», главный тренер Жорже Жезуш сказал, что его сильно удивил БАТЭ. Мол, мы очень хорошо работали с мячом. Там было кому мяч придержать. Мы приглашали и испанцев — тренера по физподготовке и физиотерапевта. Пробовали привить что-то испанское.
— Филипп Рудик недавно призвал вас снова прийти в БАТЭ и вернуть клубу былую славу.
— А где сам Рудик?
— В Новополоцке. Говорит, что теперь киберспортсмен.
— Вот пускай Рудик и придет:) 1987 года рождения — еще может и поиграть. Сейчас призывают и к БАТЭ, и к сборной. Призывов много, а надо как-то своей карьерой управлять. Посмотрим. Иногда сегодня сидишь здесь, а завтра жизнь куда-то заносит.

С Филиппом Рудиком
— Но теоретически возвращение в чемпионат Беларуси может быть для вас интересно?
— Иногда ты окунаешься в какую-то среду и понимаешь, что хочешь в ней находиться. Почему мы 12 лет работали в России? Несмотря на то что команды в последнее время не играют в еврокубках, ни на одном стадионе нет ощущения, что ты в чем-то ограничен.
У нас же стадион в Новополоцке был не самого хорошего качества. Сейчас наверняка стал лучше. И таких стадионов много. А в России ситуация, как в еврокубках, когда мы там играли. Стадионы-сорокатысячники, за исключением оренбургского. Ощущение, что ты находишься внутри процессов, которые тебе очень нравятся. Стадионы, пресса, аэропорты, внимание… Все это несоизмеримо лучше, чем не только в белорусском чемпионате, но и в болгарском, румынском, сербском…
До отстранения российский чемпионат был пятым-шестым по силе. Не хочу никого обижать. Родному чемпионату мы отдали какое-то время. Вполне возможно, еще вернемся. То же касается и национальной сборной — настанет день. Любому тренеру хочется и в своей стране поработать, что мы сделали, и со своей сборной. Посмотрим. На сегодня есть желание поработать в более сильном чемпионате. Но для русскоязычных тренеров варианты сильно ограничены. Куда мы сейчас можем поехать, по большому счету? В Россию.
— Леонид Слуцкий поехал в Китай.
— Да, еще в Азию. У нас были экзотические варианты. Повторюсь, рынок для нас очень ограничен. К сожалению, это нельзя сбрасывать со счетов.
— Российский вектор по-прежнему будет для вас главным в выборе места работы?
— Не могу сказать. Раньше и в Болгарию, и в Венгрию, и в Сербию приглашали. Сейчас с этим стало гораздо сложнее.

— Вас уже спрашивали, кого вы считаете лучшим тренером Беларуси в 2025 году. А что насчет игрока?
— Владимирович, у тебя есть варианты? (обращается к Ермаковичу. — betnews.by). Громыко?
Да, по тому, что мы видели в сборной, Громыко больше всех выделяется. Несмотря на то, что результаты команды были плохими. Да и мы с «Пари НН» играли против «Кайрата» на сборах. 4:2 выиграли, но он забил гол. Удар хороший, движение…
— Все говорят, что за звание лучшего футболиста страны Громыко будет спорить с Мартыновичем.
— Сане надо отдать должное. В таком возрасте играть в Лиге чемпионов, чемпионате Казахстана и в сборной, учитывая логистику, — это нельзя не уважать. Молодец. Суперпрофессиональный парень. Чтобы футболисту 1987 года рождения играть в Лиге чемпионов, необходимо профессионально к себе относиться, что он и делал на протяжении всей карьеры.
Жизнь так устроена, что те, кто определяет лучшего игрока, как правило, выделяют футболиста со статистикой. Защитникам всегда сложнее. Соглашусь, что Громыко и Мартынович — два игрока, которых можно выделить.
— Как вы справлялись с отставкой из «Пари НН» в психологическом плане?
— Никак. Уехали домой. Хотя нет — мы же и так были дома. В свое время в ЦСКА у меня было сильное истощение. Надо понимать, что есть работа, а есть здоровье. Это ключевое. Не нужно глубоко копаться, сильно переживать. Потому что ничего хорошего из этого не выйдет. Жизнь идет, надо смотреть вперед. Семья и домашняя обстановка позволяют быстро восстанавливаться.
— О чем думаете, когда слышите фразы типа «тренер Гончаренко уже закончился», «Гончаренко перестал развиваться» и тому подобное?
— «Перестал развиваться», «закончился», «устаревшая методика»… Список можно продолжать, когда у тренера неудачная серия. Для того эксперты и есть. Они же должны какие-то умные мысли высказывать. Чтобы получить лицензию тренера, надо очень много учиться. А критика… Сел и критикуешь — по большому счету, никакого труда не составляет, образование получать не надо. Кому-то интересно сидеть на диване, ничего не делать и критиковать всех подряд.

— А какие бы вы привели контраргументы, что на самом деле не застоялись?
— А зачем, если мы между собой можем разобраться? Зачем мне что-то доказывать?
— Даже не экспертам — болельщикам.
— Здесь та ситуация, когда дальнейшие шаги в наших карьерах должны дать ответ.
— Правильно понимаю, что сейчас ваша главная профессиональная цель — доказать, что вас рано списали со счетов?
— Что такое работа футбольного тренера? Это доказательство, которое надо предъявлять не на определенном отрезке времени, а каждую неделю. Такого, что, мол, сейчас я всем докажу, нет. Надо толкать себя, доказывать постоянно — тренер сдает экзамен каждую неделю. А не кричать в ответ тем, кто тебя критикует.
Мы находимся в сфере развлечений. И должны давать народу какие-то эмоции. А нас могут критиковать — это вполне нормальная ситуация.
— Не задевают ли вас слова Алексея Шпилевского, что в прошлом сезоне «Пари НН» якобы отбивался, а теперь вот заиграл в футбол?
— Меня сейчас абсолютно ничего не задевает. Потому что надо уметь правильно относиться к критике. Пускай оценивают те люди, которые видели вчерашний и сегодняшний «Нижний Новгород».
Но сравнение в целом неправильное, условное. В «Пари НН» пришли одиннадцать новых игроков. По сути, команда обновилась наполовину.

— Вы уже отвечали на вопрос, что вам нравится в белорусском футболе. Но сразу же с улыбкой оговорились: «Почему не спрашиваете, что не нравится?» Так вот: что все-таки не нравится?
— Как уже отмечал, нравится количество команд в высшей лиге, потому что задействовано много футболистов. Сложности у сборных и клубов, которые, по сути, играют на выезде и не могут проявить себя дома, не добавляют положительных эмоций. Тяжело смотреть на эти пустые венгерские стадионы. Трудно понять логику: команда играет, но только на выезде. Мне как болельщику это не нравится.
— Последнее, что произвело на вас большое впечатление, в белорусском футболе?
— Здесь как раз таки со знаком минус. И датчане, и греки, да и шотландцы, по сути, имеют большое преимущество перед нашей сборной. Даже неприятно ощущать, что такой разрыв. Раньше была сборная, которая ехала в Шотландию со словами «Мы — фавориты». К нам приезжали Уэльс, Люксембург — требовалось не только выиграть, но и сделать это красиво. А сейчас сколько уже у нас нет побед в официальных матчах?.. Ситуацию, при которой соперник выходит на игру с тобой, держа в мыслях, что получит три очка, мне переживать сложно.
И когда мы говорим про БАТЭ 2008-го, 2012-го, 2015-го — так там два -три человека играли в сборной. Максимум пять. А сейчас команда, которая выступала бы в Лиге чемпионов, наверное, была бы основным составом сборной.
К сожалению, наш уровень не самый высокий. Хотя Ковалевич молодец, со своим «Неманом» покусался в еврокубках. Команда вытаскивала, казалось бы, безнадежные матчи. Присутствие клубов в еврокубках и сборной в отборочных матчах назовем чем-то хорошим.
Редакция betnews.by выражает признательность проекту «Bundes мой шанс» за содействие в организации интервью.

Автор: Сергей Мордасевич.
Фото: «Bundes мой шанс», Александр Шичко, ФК «Пари НН», Сергей Елагин (Business Online Global Look Press), sport5.by.








