Ноябрьские матчи молодежной сборной Беларуси в квалификации ЧЕ-2027 запомнились не только яркой победой над сверстниками из Уэльса (3:0), но и появлением в составе команды Виталия Павлова 19-летнего форварда Ильи Путькина. Вызов уроженца Витебска, в детстве перебравшегося с семьей в Израиль и выступающего за местный «Кирьят-Ям» (Д2), стал настоящим сюрпризом.
Betnews.by поговорил с талантливым игроком о молодежке, футбольном примере отца, праздновании Нового года в Израиле, особенностях местного McDonald's и даже службе в армии.

— Недавно ты забил уже 4-й гол в нынешнем сезоне и принес победу в матче с «Бней-Иегудой». Дела идут хорошо?
— Настроение действительно на подъеме, ведь до этого наш клуб не выигрывал два месяца (разговор состоялся незадолго до матча 15-го тура против «Хапоэля» из Афулы (0:2). — betnews.by).
— В ноябре тебя впервые вызвали в сборную Беларуси (U-21). Какие эмоции и мысли были в тот момент?
— Не только я, но и все мои родные были очень рады, понимали, что это большой шанс. Это ведь первый случай в нашей семье, когда кто-то удостоился вызова в сборную. Все сошлись во мнении: нужно приехать и показать все, на что способен. И за то время, что был в команде, большинство возможностей все-таки удалось продемонстрировать.
Очень жду вызова в марте. Если получу его, постараюсь зарекомендовать себя еще лучше.
— В новом окружении освоился легко?
— Адаптация прошла быстро, пацаны приняли как своего. Проведу даже такую параллель: когда переходишь в новый клуб в Израиле, привыкаешь ко всему куда дольше, партнеры как-то иначе относятся. А здесь, как только приехал, если говорить на молодежном сленге, сразу почувствовал вайб. Все свои, родные, говорят на русском языке — все это сыграло свою роль. Было очень приятно.
До вызова никого из ребят лично не знал. Но, к примеру, у нас с Глебом Кучко был общий знакомый. Я об этом сразу сказал, Глеб его вспомнил, и у нас уже завязалась общая тема на фоне моего друга.
Юные таланты, которые играют за рубежом и привлекаются в наши сборные

— Впереди у белорусской молодежки непростой календарь — оставшиеся 4 отборочные игры придется провести на выезде.
— Мне кажется, поездки в такие футбольные страны, как Уэльс и Бельгия, наоборот, только в плюс. Будем играть на отличных полях, придет немало болельщиков. По своему опыту вижу, что это еще больше стимулирует. Когда играешь против соперника, которого активно поддерживают на трибунах, это мотивирует и придает сил.
— В последнее время все чаще проводят параллели между нынешней командой и молодежками, игравшими на Евро в 2004, 2009 и 2011 годах. Как показалось изнутри — шансы на успех действительно есть?
— Вера очень большая — и у ребят, и у тренерского штаба. Виталий Геннадьевич [Павлов] и его помощники уверены в нас, постоянно повторяют, что нам по силам занять первое или второе место. Побывав в такой атмосфере, я реально убедился, что мы можем очень далеко пойти.
Команда играет в атакующий футбол и все время прессингует. Такой стиль очень тяжелый для соперников — играл против таких команд, и это непросто. В этом наша фишка. Вдобавок все ребята очень заряжены, играют на хорошем уровне, некоторые — в приличных заграничных клубах. Поэтому, хочется верить, нам действительно удастся повторить достижения, которые были раньше.

— В действиях команды впереди заметна импровизация. Это то, что по душе многим?
— Если брать именно атакующую фазу, то вингеры с форвардами и вправду свободные художники, которые могут делать то, что хотят. Такой стиль и подход подкупают — люблю, когда исполнители группы атаки имеют свободу действий и стремятся максимально обострять игру. Считаю это одним из залогов нашего успеха.
— Кто-то из партнеров впечатлил больше других и показался достойным, к примеру, элитного дивизиона чемпионата Израиля?
— У каждого из ребят есть свои лучшие качества. Этим они и подкупают. Я буду только рад, если парни заиграют в более сильных лигах, а то и вовсе в чемпионатах из топ-5 — они настоящие профессионалы и сильные футболисты, которые достойны многого.
— Нам важно, что думают о нас другие. С тренерским штабом молодежки были разговоры в конце сбора?
— Последняя встреча состоялась, когда разъезжались. Мы все обнялись, и Виталий Геннадьевич сказал мне что-то вроде: «Давай, наш бразильчик, продолжай в том же духе». И я так понял по его взгляду и по всему сбору, что все остались довольны. Знаю, что он общался с Андреем Лавренчуком, рассчитывает на меня и мне удалось впечатлить тренерский штаб в некоторых моментах.

— Бразильчик — новое прозвище внутри команды?
— Нет, это так — подколочка:)
— Упомянутый Лавренчук — белорусский футболист, последние годы выступавший в Израиле. Так понимаю, сейчас он трудится в системе «Кирьят-Яма»?
— Да, Андрей на хорошем счету в клубе, работает в его структуре. По нашим понятиям это что-то наподобие должности администратора. Помогает руководству клуба.
— Знаю, что на тренировках молодежки ты поразил многих точностью ударов из сложнейших позиций. Какие главные козыри в твоей игре?
— Наверное, самые первые и важные качества, над которыми работал с отцом, это атлетизм и скорость — без них в футболе будет очень тяжело. А со временем, когда стал активно заниматься, к ним уже добавилась и третья составляющая — упомянутый удар.
— Ты прошел через системы известных клубов — «Маккаби» Хайфа и «Хапоэль» Тель-Авив. Из бывших партнеров кто-то уже дорос до основных составов и взрослой сборной Израиля?
— Насчет именно этих команд точно не знаю, но в еще одном клубе — «Неве Юсеф» — я занимался вместе с Иядом Халаили, который сейчас вызывается в израильскую молодежку. А его старший брат Анан уже играет за национальную сборную и бельгийский «Юнион Сент-Жиллуаз». Кстати, недавно он забил два гола в матче Лиги чемпионов с «Марселем».
— А среди тренеров довелось поработать с кем-то из местных знаменитостей?
— Яркий пример есть в моей нынешней команде. Тренер вратарей «Кирьят-Яма» — Нир Давидович. В Израиле он считается одним из лучших голкиперов в истории страны.

— Белорусские и израильские команды нередко пересекаются в еврокубках и на уровне сборных. Что наиболее свежо в памяти?
— Матч «Маккаби» Хайфа — «Торпедо»-БЕЛАЗ в Лиге конференций. У нас как раз были сборы — смотрели игру всей командой. Конечно, периодически слежу за матчами с участием белорусов, но не сильно углубляюсь.
— В этом году чемпионом Беларуси довольно неожиданно стал «МЛ Витебск». Приятно?
— Здорово, что команда из моего родного города так пошумела. Есть даже гордость. Сможет ли клуб продолжить начатое в Лиге чемпионов? Любая команда может соперничать с другой, независимо от разницы в уровне. Футбол — непредсказуемый вид спорта. Надеюсь, витебский клуб станет еще сильнее, сможет продвинуться в квалификации и побороться за выход в общий этап еврокубков. Буду очень рад, если это произойдет.
— Твой первый тренер — Александр Старовойтов, одним из наиболее известных воспитанников которого считается Сергей Корниленко. Чем запомнился тот детский период?
— Изначально вся моя футбольная история началась благодаря отцу. Он тоже был воспитанником Александра Михайловича. В подходе моего первого тренера нравилась исполнительность: он доступно и подробно объяснял все моменты, жил футболом. В том, что я влюбился в эту игру, и его большая заслуга. Благодарен ему за это.
— Один из воспитанников Старовойтова и нынешний форвард молодежки Артем Шуманский.
— Артем на два года старше меня. Но мы тренировались вместе. В тот момент мне было сложно оценить чьи-то перспективы, я ведь был еще очень маленьким. Но он выделялся нацеленностью на ворота. У Шуманского отлично поставлен удар — этим он и подкупал.
Но затем я перестал следить за его карьерой, даже не знал, где он играет. И лишь спустя долгие годы, когда смотрел финал Кубка России между ЦСКА и «Ростовом», узнал, что Артем выступает за московский топ-клуб. Он молодец, что уже дошел до такого уровня, востребован в РПЛ.
— Твой отец — Дмитрий Путькин — также был футболистом, выступал в высшей лиге за «Локомотив-96». Так понимаю, знакомство с мячом состоялось в совсем уж раннем возрасте?
— Папа начал учить меня футболу с двух лет. Пробовали какие-то базовые моменты. А чуть позже, когда мне было пять лет, отец отправил меня к Александру Михайловичу. Спустя время, в более осознанном возрасте, когда мне было 7-8 лет, я уже понимал, что вижу себя только в футболе и нигде больше. И с каждым годом желание лишь нарастало.
— В других видах спорта себя не пробовал?
— Папа любил порой подкалывать после провальных игр: «Может, пойдешь в легкую атлетику?» И у меня были моменты, лет в 14, когда я реально думал попробовать. Но затем взял себя в руки. Я занимаюсь футболом уже столько времени, и все ради чего? Чтобы пойти бегать? Нет. Но критика со стороны отца закаляет меня, и я ему за это очень благодарен.

— Выступая в высшей лиге, твой отец пересекался на поле и с будущими звездами белорусского футбола — Александром Глебом, Виталием Кутузовым. Делился с тобой ностальгическими воспоминаниями?
— Папа рассказывал, что однажды на предсезонке им довелось сыграть с московским «Спартаком», а он как раз поклонник этой команды. Естественно, все были очень довольны, а после матча попросили звездных соперников сделать совместное фото на память. И не важно, что уступили с крупным счетом, такая игра запомнилась на всю жизнь.
— Твоя семья переехала в Израиль, когда тебе было 8 лет. Насколько сложно было привыкнуть к новой стране, другому менталитету?
— Честно говоря, адаптация была не самая простая — я ведь шел только в третий класс. Но спасало то, что в Израиле полно русскоговорящих людей — даже не представлял, что их так много. И именно с такими ребятами я сразу сдружился, они мне очень помогали. Например, если в школе были тяжелые темы, мне сразу же объясняли. Так потихоньку и привык.
Что касается менталитета, то белорусы кажутся куда более сплоченными. В чертах наших людей есть что-то братское, мы ведем себя как друзья. У израильтян такого не замечал — они тоже любят дружить, но с дистанцией.
— Ты без акцента говоришь на русском, свободно владеешь ивритом. Не забыть первый и выучить второй было непросто?
— На самом деле не скажу, что иврит сложно выучить. В его алфавите всего 22 буквы — на треть меньше, чем в русском. Первый год, конечно, было тяжело, но постепенно начал схватывать и потом уже мог свободно разговаривать. А по поводу русского — все благодаря моему окружению. Постоянной практики хватает.

— Насколько отличается местная кухня от белорусской? Говорят, что даже в McDonald«s в Израиле немного другое меню. Например, нет чизбургеров.
— Насчет еды у меня никогда не было особых проблем — или мама готовила, или я что-то делал. Здесь тоже неплохая кухня, но она не совсем для меня. Я больше люблю молочные продукты вместе с мясными — например, мясо с сыром. А в Израиле, согласно Танаху (еврейской Библии. — betnews.by), такие ингредиенты не смешиваются, и этому придается большое значение.
А вот то, что выделяю в местной кухне и советую всем, — это хумус (популярная ближневосточная закуска-паста из пюре нута. — betnews.by). Местное национальное блюдо — очень вкусная штука.
— Переехав в Израиль, отец уже не играл в футбол или еще выступал на любительском уровне?
— Нет, папа полностью занялся моим развитием. Стал уделять все свободное время именно моей игре и тренировать сына на полную катушку:)
— Насколько знаю, у тебя есть старший брат, который работает дальнобойщиком. В отличие от тебя, он решил не идти по стопам отца?
— Брат тоже занимался футболом — честно говоря, уже и не вспомню, у какого тренера. К сожалению, травмы не позволили продолжить развитие. Буквально в течение года случилось несколько повреждений — перелом ноги, проблемы с шеей…
— Доводилось слышать, что в молодежной сборной ты впечатлил многих не только игровыми, но и человеческими качествами.
— Очень благодарен родителям. Они учили меня быть спокойным и никогда не возвышать нос. Родные стали для меня очень хорошим примером.

— В Беларуси еще остались близкие и друзья?
— Честно говоря, уже нет. Жила бабушка, но несколько лет назад она переехала к нам в Израиль. Поэтому и сам в Беларуси, если не брать в расчет вызов в сборную, не был уже давно.
— В израильском футболе есть еще один игрок, имеющий белорусские корни, — 25-летний полузащитник Эден Карцев. Его отец, Вадим Карцев, в 1990-х выступал за витебские КИМ, »Двину« и »Локомотив-96«. Ваши родители случайно не знакомы?
— Лично я с Эденом еще не пересекался, но наслышан о нем. А вот наши отцы очень близко общаются. Порой мой папа консультируется, как мне лучше поступить. Если возникают какие-то вопросы, касающиеся израильского футбола, мы всегда спрашиваем, и отец Эдена все подробно рассказывает.
— Сейчас Карцев-младший регулярно играет в китайской Суперлиге, а вот в сборную Израиля последний раз вызывался в 2022 году. Проигрывает конкуренцию?
— Он отлично проявлял себя в чемпионате Израиля, затем выступал в крепкой турецкой лиге. Не думаю, что за несколько лет у него подрастерялась форма или пропал талант. Считаю, это лишь вопрос времени, в будущем его наверняка вновь пригласят в национальную команду. Даст бог, однажды мы сыграем вместе за какой-либо клуб.

Эден Карцев
— У тебя 4 гола и статус лучшего бомбардира »Кирьят-Яма«. В команде это как-то подчеркивают?
— Наш тренер не акцентирует на этом внимание. У него такой подход: кто лучше на тренировках, тот и играет. Статистические показатели ему не очень интересны.
— В нынешнем сезоне ты впервые получил вызов в сборную, играешь и забиваешь за »Кирьят-Ям«. 2025-й стал пока самым успешным в твоей карьере?
— Однозначно. Ведь это мой дебютный сезон во взрослом футболе. Скажи мне кто-нибудь еще полгода назад, что все будет так складываться, я не поверил бы. Но надеюсь, что каждый последующий сезон будет еще более ярким.
— Новый год в Израиле — религиозный праздник Рош ха-Шана, который отмечается в сентябре или октябре. Скорый приход календарного 2026-го ощущается не так, как в Беларуси?
— В семье мы отмечаем оба праздника, но, скажем так, более глобально делаем это по белорусским традициям. Наш Новый год — событие, которого очень ждешь, любимый для нас праздник. Конечно, в Израиле его наступление ощущается немного не так, как в Беларуси. Есть и привычные нам атрибуты — елки, Дед Мороз и Снегурочка. Но все равно к этому относятся достаточно равнодушно: »Новый год и Новый год, ничего необычного«. Для нас же это что-то особенное.
— Кирьят-Ям, в котором базируется твой нынешний клуб, дословно переводится как »город у моря«. Красивое место?
— В Израиле все населенные пункты, располагающиеся вблизи моря, имеют прекрасные пляжи. Возможно, немножко преувеличу, но, если ехать вдоль моря, создастся впечатление, что весь Израиль — это и есть пляж. А Кирьят-Ям — действительно прекрасный город с современной инфраструктурой. Возможно, даже один из самых симпатичных в Израиле.
— Белорусов в нем много?
— Конечно, я не подходил к людям и не спрашивал: »А вы откуда?«:) Но сложилось ощущение, что Кирьят-Ям — самый русскоговорящий город в стране, здесь очень много выходцев из постсоветского пространства. Уверен, что и доля белорусов среди них немаленькая.
— По закону все граждане Израиля, достигшие 18 лет, подлежат призыву в армию. Ты не исключение?
— Да, я тоже служу в армии. Если говорить про род войск, то, понятное дело, он не совсем военный. Можно сказать, это спортрота. Совмещать с футболом не так и сложно — у меня есть разрешение выезжать на тренировки и игры. Таких поблажек более чем достаточно.
А так я каждый день на базе. Если нужно задержаться, остаюсь подольше, если нет — нас отпускают. По срокам служба чуть длиннее, чем в Беларуси: в зависимости от состояния здоровья в среднем здесь служат 2,5-2,8 лет.
— Чем любишь заниматься в свободное время?
— Конечно, футбол — мое главное увлечение, и в будущем вижу себя только в нем. Нравится заниматься в тренажерном зале, поддерживать форму. А еще, как бы это странно ни звучало для футболиста, читаю книги и постоянно стремлюсь к саморазвитию во всех направлениях:)

— Уверен, в этом нет ничего странного. Дашь совет для любителей чтения?
— Из книг, которые мне понравились, выделил бы »Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей« Дейла Карнеги. В ней много советов, историй, которые помогают тебе стать лучше и заставляют понимать, что в некоторых ситуациях ты должен действовать немного по-другому, если хочешь достичь результата. И еще очень запомнился бестселлер »Дневник пофигиста« Марка Мэнсона. Он дает понять, что с любыми проблемами в жизни всегда можно справиться.
Фото: БФФ, ФК »Кирьят-Ям«, »Хапоэль« Тель-Авив, »Шэньчжэнь», личный архив Ильи Путькина.








