Второй этап Кубка Содружества, проходивший в Центре зимних видов спорта им. Александра Филипенко в Ханты-Мансийске, выдался безмедальным для победителя прошлого сезона и автора золотого хет-трика на первом этапе Антона Смольского. Белорус ни разу не поднялся на пьедестал, и только в третьем, последнем, виде программы — масстарте — попал в первую шестерку.
На биатлонной арене хозяйничал российский спортсмен Даниил Серохвостов, чьи скорости даже местным комментаторам показались «сверхзвуковыми». Серохвостов подмял под себя два номера программы, а в третьем — спринте — взял серебро даже с тремя промахами.
Впрочем, Даниила пока нет даже в первой десятке общего зачета КС. А в нем по-прежнему держится лидером Смольский, который с присущими ему аналитичностью, умением делать верные ходы разложил по полочкам Bet News трехдневные усилия.
Минута проигрыша. Что не так?
— Стартовая кубковая гонка в столице Югры совсем не задалась: 11-е место в гонке на 10 км. Почему?
— Вряд ли я мог быть доволен собой. В частности, стрельбой, потому что хотелось чисто пройти оба рубежа. От спринта зависел не только расклад в общем зачете, но и прошедшее на следующий день преследование. Моя лыжная составляющая не вызывала нареканий, как и тактика, которой я придерживался. Если бы сказали, что можно отмотать время назад, вряд ли бы я что-либо изменил.
— По ходу гонки не приходила мысль добавить обороты?
— Да, я каждым кругом наращивал усилия, по ощущениям казалось, что двигаюсь очень хорошо. Не припомню каких-либо точек на трассе, где я «проседал» или сильно западал по скорости. К физическому состоянию нет вопросов, поэтому был удивлен такому большому проигрышу «ногами» Латыпову и Серохвостову в частности, да и всей первой шестерке.
— В чем, по-твоему, причина столь солидного отставания?
— После гонки разбирался в причинах. Еще неделю назад мы с Дмитрием Лазовским были лидерами ходом в таких гонках. И вдруг в спринте проигрываем визави из России минуту. Как за семь дней мы растеряли эту минуту, сложно понять. Как соперники за короткое время приобрели подобную скорость, вопрос вопросов.
У нас хорошее физическое состояние, здоровье — в порядке, и тактика удачно выбрана. Но в лыжном ходе — серьезный недочет.
— Вполне возможно, к концу гонки, когда ты ушел на дистанцию, условия стали хуже?
— В теории можно согласиться, что с каждым кругом скольжение ухудшается. Но приятная жесткая трасса не мешала, а, скорее, помогала быстрому ходу. Поэтому меня удивил большой выигрыш ногами Латыпова и Серохвостова.
Догонять, догонять, догонять!
— В гонке преследования, завершившейся для тебя восьмым местом, что стало преобладающим?
— Ситуация развивалась интересно, порой захватывающе. Удивила и одновременно озадачила плотность результатов. Азарт и интерес держали в напряжении не только болельщиков, но и спортсменов до последнего рубежа.
Мне хотелось быть как можно ближе к лидерам или вести за собой пелотон. Это стремление, желание немного захлестнуло и не позволило без ошибок отработать на стрельбище. В голове все время мелькала мысль догонять, догонять, догонять.
— Отсюда и четыре незакрытых мишени, по одной на каждом рубеже?
— Немного не хватило концентрации, внимания. Промахи вызвали понятную досаду. Один из них точно нелепый, которого, как показал послегоночный анализ, не должно было быть. Лишний штрафной круг испортил дело, но уверенность никогда не покидает. На каждый новый старт выхожу с единственным желанием — победить.
— Заключительный масстарт мог сложиться призовым финишем, если бы не два промаха на последней стрельбе…
— Я его оценил на 8 из 10, мне он понравился на 90 процентов, за исключением последнего рубежа. Я поддался эмоциям, увидел, что Даниил промахнулся, и понимал, что если быстро закрою мишени, то уйду с ним на финишный круг. А там смогу составить ему конкуренцию. Я хотел победить, поэтому рисковал. Стабильное второе место меня не устроило бы.
Как минус превратить в плюс
— Какие мысли возникли после финиша второго этапа?
— Неудачи всегда информативны. Есть повод подумать, поразмыслить над тем, что не получилось и почему. И минус превратить в плюс.
Оценю свое состояние на этапе оптимальным: три дня гонок при хорошем мышечном тонусе. В спринте возникли вопросы по скольжению, и об этом задумались не только спортсмены, но и сервисмены. В последние два дня лыжи работали прекрасно. Но появились новые вопросы. Возможно, из-за амбиций, большого желания и хорошего состояния у меня, и не только, не все получилось. Поразмыслим над этим, переварим и будем сильнее.
— Серохвостов многих удивил сверхскоростным продвижением по трассе. Не рано ли для ноября?
— Для меня его ход не стал чем-то особым. Он вырос, добавил и стал своеобразным ориентиром. В некоторых моментах он превосходит нас. Но опять же мы не стоим на месте, просто нужно некоторое время, чтобы добавить.
Зачастую так бывает, что в конце ноября — начале декабря хорошо бежится, а позже уже нет подобного превосходства в ходе. В начале сезона каждый находится в разной степени готовности. Возможно, Даниил слишком быстро вошел в хорошую форму, быстрее, нежели остальные.
— Ты лидер Кубка Содружества. Веришь в свою победу?
— Собираюсь продолжить борьбу за главный приз, верю и знаю, что все в моих руках и силах. Прекрасно себя чувствую и нахожусь в отличном физическом состоянии. Плюс хорошую работу провел летом, поэтому ни капли не сомневаюсь, что у меня все получится.
— В прессе промелькнуло сообщение, что ты сменил лыжи. Почему и оправдался ли этот шаг?
— Сейчас прямых контрактов и обязанностей с определенными представителями фирм нет. Поэтому выбираем лучшую пару из того, что есть, и стартуем.
Выйти на пик в 2026-м
— Если бы белорусы все же получили допуск к выступлениям в Кубке мира, на какие места могли бы претендовать?
— Сложно сказать. Но, несомненно, с хорошим скольжением и подготовкой лыж однозначно заехали бы в топ-10. При чистой стрельбе и хорошем ходе, ошибках соперников могли попасть в призы.
Но на Кубках мира соревнуются без добавки в смазку фтора. Сервису и спортсменам нужно определенное время, чтобы привыкнуть к смазке, адаптироваться и заменить все лыжи, поскольку они имеют частицы фтора.
— Насколько часто задумываетесь, ведете разговоры в команде об Олимпиаде-2026?
— Мы строим подготовку так, чтобы в 2026 году быть в пиковой форме, и весь 4-летний цикл строится под олимпийский сезон. Мы не отбрасываем мысли об Играх, обсуждаем, ведем подготовку и держим в голове эту цель.
— Анна Сола соревнуется и с чистыми лыжниками. У тебя не возникало такого желания?
— Да, возникало. Летом я бежал контрольную тренировку с группой Егора Сорина. Зимой из-за плотного графика сложно устроить гонку биатлонистов и лыжников. Нет времени и места для стартов, каждую неделю — соревнования. Но в январе в Рязани намечена шоу-гонка со смешанной эстафетой между командами, в составе которых лыжники и биатлонисты. Интересный формат, планируем свои переезды так, чтобы принять участие в стартах.
— Дает ли сынишка Сафрон высыпаться по ночам?
— Да, дает, но мы не одни, с нами есть помощники. Однако в дни гонок и тяжелых тренировок я сплю отдельно.
— Кроме гонок, тренировок, воспитания ребенка, на что-то еще остается время?
— У нас с Динарой есть личное время, которое используем по своему усмотрению. Скажем, на массаж или на прогулку. Если его не найти, то обоим будет очень сложно физически и психологически. Так планируем свой день, чтобы у каждого появился свободный час или больше на себя.
Автор: Михаил Дубицкий.
Фото: sport5.by, biathlonrus.com, Чемп.Биатлон, пресс-служба Кубка МЛКБ.