«Переломный момент» — первое суверенное кино о спорте на «Беларусьфильме», и это, согласитесь, уже хороший повод для похода в кинотеатр. Киностудия не радует отечественных кинолюбителей картинами о спорте: предыдущая была снята в 1979 году — едва ли не полвека назад.
«Железные игры» вместе со звездами советского кино Александром Пороховщиковым, Натальей Фатеевой, Петром Щербаковым и Георгием Штилем были наполнены ностальгическим Минском — пустынным кольцом на площади Победы и ранними, только построенными Раубичами.

Большого спорта там тоже неизмеримо больше — в финале фильма Пороховщиков, он же возрастной ветеран сборной Басаргин, отвоевывая свое место под солнцем, успешно штурмовал мировой рекорд.
В «Переломном моменте» дым пожиже. Баталии заканчиваются на отборочном турнире к чемпионату республики — почему-то было названо именно так. Посчитаем это отсылкой к советским временам и тем же «Играм», тем более что профессионалы четко увидят и еще одну объединяющую их черту.
Как-то Леонид Тараненко констатировал, что экранный Басаргин поднимал деревянную штангу. Потенциальный Владимир Парфенович (каюсь, не спрашивал, но вполне уверен) скептически покачал бы головой — внешне главные герои драмы похожи скорее на шахматистов, а не на представителей одного из самых атлетичных видов спорта. Что, впрочем, не помешало им на этом самом отборе после трех месяцев тренировок обогнать экипаж училища олимпийского резерва!
Короче, краткий синопсис картины будет звучать так — как «ботаны» наклонили «чмошников». За «чмошников» простите — но именно так называют друг друга соперники. И в первую очередь главный герой по имени Артем.

Он — хороший плохой парень — в итоге оказывается один против всех. И вот тогда зритель перестает забывать о главной странности фильма — его действие определенно должно происходить в Англии, где легендарное противостояние Кембрижда и Оксфорда вполне может распространиться и на кадетские команды.
Сборные же по академической гребле в белорусских гимназиях кажутся несуразными, равно как и невероятная тренировочная база. Впрочем, многое объясняет строчка в титрах — с «Беларусьфильмом» сотрудничала федерация гребли, и, следует полагать, именно она усилиями его главы приложила руку и к финансированию фильма.
Если так, то реклама не самого популярного белорусского вида спорта удалась. Надо отдать должное режиссеру и съемочной группе. Академическая гребля снята отменно — в нетипичном для отечественной киностудии стиле, а выбор саундтреков и вовсе вызывает (так же неожиданно) если не восторг, то одобрение. Кажется, некоторые из них должны зажить (если еще не живут) собственной жизнью.
— Этот фильм уж точно лучше, чем «Классная», — сказала одна юная девушка, когда в зрительном зале зажегся свет.
— Ну, это понятно, там же госзаказ был, — кивнула другая.
В заочном соревновании с другим творением «Беларусьфильма» победил спорт, но все-таки, следует полагать, не из-за нетфликсовских планов удивительной природы.

Конфликт Артема с новым тренером-карьеристом, присланным то ли по почте, то по звонку сверху, его упрямое желание отстоять право старого тренера на незаслуженно отнятую работу, вызывают уважение. В первую очередь у директора гимназии — человека с лицом интеллигента, слушавшего в молодости Высоцкого и Окуджаву.
Возможно, он был таким же Артемом в годы своей юности, и нынешняя попытка четырнадцатилетнего мальчишки найти правду в суровом мире еще и его сатисфакция за собственную слабость. Ведь именно он этого тренера и увольняет — опять же из-за жеста невидимой руководящей руки.
И потому он помогает Артему и команде собранных им «ботаников» с боксером, переквалифицировавшимся в баскетболиста, а также с ангаром и лодкой. В ангаре живет курица по имени Адмирал, заведенная его хозяином-завхозом, который напоминает юниорам, что раньше здесь тренировалась сама Екатерина Карстен.
Она бы, кстати, пригодилась, случайно заглянув к воспитавшему ее тренеру и зарядив юных спортсменов какой-нибудь мотивирующей речью. Но ладно, припасем такого героя — потенциального Александра Каршакевича — для следующего фильма о спорте:)
Еще один респект режиссеру и автору сценария Дмитрию Сороке — сюжет не однобок. Причудливо извиваясь (о судьбе отца Артема мы узнаем лишь в самом конце), он соблазняет главного героя новым поворотом — переходом в команду тренера-карьериста.

Дьявол в деталях — погнавшись за сиюминутным результатом, парень оставляет собранных и уже было объединенных общей мечтой товарищей по команде, вернувшегося в спорт старого тренера и его внучку, влюбленную (куда ей деться) в Артема.
Враги рушат старый ангар бульдозером — почему-то ночью. Хотя эффектнее было бы сжечь его, развернув на фоне пожарища эпизод возвращения блудного сына: актеры жаловались потом, что сцена снималась под ледяным дождем. Хотя художнику виднее, возможно, холод обостряет чувства и ускоряет съемочный процесс.
Отдельный респект режиссеру за Владимира Новицкого. Неувядающий мэтр заряжает фильм колоритом, а неискушенного зрителя — уверенностью, что в стране аншлаги и популярны даже телетрансляции детских соревнований.
В финале все заканчивается, как обычно в кино — наши побеждают. И это наполняет зрителя теплым и радостным чувством — пусть идеалы и принципы берут верх хотя бы на экране. Даря надежду на тот переломный момент, который бывает в жизни любого героя — надо лишь достойно преодолеть все преграды и сохранить самого себя…

Фото: БЕЛТА, страница «Беларусьфильма» в Instagram, narachanka.by.








